
Чем известен общественный деятель Вячеслав Моше Кантор
Уроженец СССР, Вячеслав Владимирович Кантор появился на свет в сентябре 1953 года в Москве. Имеет техническое образование и диплом инженера-системотехника Московского авиационного института им. Орджоникидзе. По окончании института Кантор не оставил научное поприще и продолжал свою работу в стенах лабораторий МАИ, в том числе в рамках собственной диссертации по автоматизированному управлению летательными аппаратами в космосе. Получив степень кандидата наук, Вячеслав Кантор также принял участие в работе над проектом спутника-отражателя солнечного света, предназначенного для управляемого освещения солнцем отдельных участков земли.В 1987 году возник первый бизнес-проект Кантора, это стал коммерческий центр «Композит», устанавливавший первые компьютерные системы в союзе на самых разных предприятиях и производствах. Эту деятельность Вячеслав Кантор продолжил и в качестве главы российско-американской компании «Интелмас». Побывав с экологическим аудитом на бывшем государственном заводе по производству минеральных удобрений «Азот» в Новгородской области, Кантор в 1993 году принял решение приватизировать и развивать предприятие, очевидно обладающее потенциалом, но не возможностями для развития в пост-перестроечную эпоху. Вячеслав Кантор на первом в регионе чековом аукционе приобрёл чуть менее трети акций завода, и в дальнейшем предприятие стало якорным для его будущего агрохимического холдинга.
В 1996 году Кантор получил должность советника при председателе Совета Федерации Федерального собрания России, чьи обязанности исполнял вплоть до 2000 года. Следующим его проектом в сфере развития отечественного бизнеса стал Национальный институт корпоративной реформы (НИКР), образованный прежде всего как помощник и консультант для российского бизнеса по выходу на международный рынок, а также работающий над укреплением инвестиционной привлекательности рынка российского.
Путь «Акрона»
Холдинг «Акрон», выросший из того базиса, что предоставил Кантору завод «Азот», можно по праву считать главным бизнес-детищем Вячеслава Кантора. Новгородское предприятие стало лишь первой ступенькой в развитии холдинга, на сегодняшний день занимающего лидирующие позиции в производстве и экспорте агропромышленной химии. Уже в 1993 году, когда Кантор приобрёл часть акций «Азота», компания получила новое имя – «Акрон», а сам новгородский завод со временем стал флагманом группы компаний и главной производственной площадкой. Уже через год к нему присоединился «Дорогобуж», аналогичное предприятие в Смоленской области, а через десять лет активы пополнились китайским производством «Хунжи-Акрон», что открыло для предприятий Кантора азиатский рынок сбыта. Развивая группу компаний и промышленные площадки, Вячеслав Кантор неизменно делал ставку на сырьевую независимость холдинга. А именно – на способность обеспечивать свои производства необходимым сырьём без привлечения сторонних поставщиков, чтобы не зависеть от их прихотей и рыночных войн. Для этих целей в 2005 году у «Акрона» появляется дочернее предприятие - ЗАО «Северо-Западная Фосфорная Компания» (СЗФК) – которое впоследствии выиграло конкурс на разработку месторождений в Мурманской области. На месторождении началось строительство горно-обогатительного комбината «Олений ручей», начавший свою работу уже в 2012 году.Прогнозы Кантора оправдались, поскольку уже год спустя после пуска комбината «Акрон» вышел на полное самообеспечение фосфатным сырьём. К месторождениям в Мурманской области присоединился Талицкий участок Верхнекамского месторождения солей калия и магния, где «Акрон» также запланировал строительство ГОКа. Бизнес-успехи Вячеслава Кантора принесли ему не только благосостояние и авторитет, но и признание в широких рамках российской промышленности и экономики в целом. В 2016 году он даже был удостоен Ордена Почёта РФ за многолетнюю успешную работу и свои достижения на производственном поприще.
На благо общества
Охватить всю общественную работу Вячеслава Моше Кантора в рамках небольшого материала, пожалуй, не выйдет. Добившись определённых успехов на бизнес-поприще, Моше Кантор в последние годы отошёл от непосредственного управления бизнесом и посвятил себя как раз социальным и общественным проектам. Многие направления, в которых Кантор предпринимал инициативы и раньше – такие, как сохранение памяти о Холокосте и защита еврейской жизни – получили более широкое представительство в его общественном портфолио и вышли на международный уровень. Сегодня Кантор известен как спонсор и идейный вдохновитель многих просветительских проектов, направленных на сохранение памяти о Холокосте, защиту интересов евреев, борьбу с антисемитизмом и другими видами нетерпимости, а также работу с молодёжью. Немаловажная часть общественных проектов Вячеслава Моше Кантора сосредоточена и на вопросах безопасности, запрос на которую, уверен Кантор, в современном обществе очень высок.Будь то защита от глобальных угроз вроде возможности ядерного кризиса или международного терроризма или общественные инициативы на продвижение толерантности в обществе, Вячеслав Кантор уверен, что безопасность в наше время проницаемых границ и глобального информационного поля может быть только такой – глобальной, а потому неизменно выступает за сотрудничество и взаимодействие самых разных стран в вопросах противостояния угрозам. Говоря о подходе Вячеслава Моше Кантора к разрешению кризисов, противостоянию угрозам и так далее, нельзя не отметить, что Кантор выступает бессменным противником использования исключительно силовых методов и является сторонником так называемой «мягкой силы». Иными словами, продуманное законодательство и нормативная база, по мнению Кантора, способны сделать для безопасности и развития общества куда больше, чем просто предотвращение и борьба с физическими угрозами методами постоянного усиления охраны.
Сам Кантор в своей деятельности делает именно то, что сам проповедует: для обсуждения и разрешения тех или иных вопросов он нередко выступает инициатором создания общественных организаций соответствующего направления и тематики, что позволяет привлечь к обсуждению и поиску решений максимально широкий круг независимых экспертов, а также выстроить мостик общения между международным сообществом в самом широком смысле и представителями власти, теми, кто принимает окончательные решения.
Среди организаций, созданию которых поспособствовал Вячеслав Кантор, такие уважаемые международные совещательные и экспертные органы, как Европейский толерантный совет, форум по ядерной безопасности, Европейский еврейский фонд (ЕЕФ) и целый ряд других.
Сам же Кантор на протяжении 15 лет возглавлял Европейский еврейский конгресс (ЕЕК), который под его руководством также стал более заметным и активным участником общественной жизни и гуманитарных проектов.
Против ненависти
На пост президента ЕЕК Вячеслав Моше Кантор вступил в 2007 году, в предвыборной гонке обогнав действовавшего тогда главу организации. Сам Кантор стал при этом первым россиянином во главе конгресса, что лично Моше Кантор расценил как ожидаемый растущий интерес со стороны Запада к Востоку и признание того, что восточные общества начинают играть всё более заметную роль на международной арене.Программа Кантора, привлекшая на его сторону избирателей из числа представителей еврейских общин по всей Европе, также строилась на активности: Моше Кантор предложил превратить ЕЕК из политической закрытой организации в действенный активный инструмент, отстаивающий интересы евреев на самой широкой общественной арене, в том числе посредством разрешения и борьбы с теми угрозами и проблемами, с которыми евреи сталкиваются день ото дня и которые «большой политике» зачастую не видны. Масштабы отклика на этот новый для конгресса путь, а также успехи Вячеслава Кантора в его реализации, можно судить по тому, что Европейский еврейский конгресс Моше Кантор возглавлял почти 15 лет, в том числе переизбравшись в 2020 году – году более чем непростом и для всего мира в целом, и для еврейского сообщества в частности. Такая неизменная поддержка подтверждает то, насколько актуальную и востребованную дорогу Кантор выбрал для ЕЕК.
Усилия Вячеслав Кантора на посту «главного на еврейской улице» в Европе не остались незамеченными и на мировой арене. В 2013 году он принял участие в выборах Всемирного еврейского конгресса и занял пост главы Совета по политике ВЕК.
За безопасность
Большую долю внимания Вячеслав Кантор уделяет вопросам безопасности, связанным с насущными и приземлёнными ЧП, вероятность которых подтверждается уже самим фактом того, что они происходят – природных катастроф, терактов и техногенных ЧП. Будучи защитником интересов евреев, Кантор также не раз сталкивался с такими вполне реальными угрозами, как антисемитизм, его рост и негативные последствия этого, а также предотвращение и изучение преступлений на почве ненависти, в том числе и тех, что повлекли за собой массовые жертвы.Многие из угроз безопасности сегодня являются повторяющими и нависают не только над отдельными общинами, представителями конкретных наций и так далее, но являются общими для всего общества, убеждён Вячеслав Кантор. Умение предугадывать эти угрозы, а также делать всё возможное, чтобы предотвратить их или, хотя бы, свести к минимуму потери, в такой ситуации действительно бесценны. Именно для этих целей в 2012 году Вячеслав Моше Кантор инициировал создание Центра по безопасности и противодействию кризисам (Security and Crisis Centre, SACC). В состав Центра вошли специалисты по вопросам безопасности и управлению в кризисных ситуациях, которые на базе уже имеющегося опыта готовят общины и целые правительства к возможным масштабным кризисам и их преодолению.
Значение толерантности
Тему толерантности в целом можно назвать объединяющей для всей общественной работы Вячеслава Моше Кантора, поскольку именно в ней он видит разрешение многих общественных проблем и задел на дальнейшее развитие демократических обществ. Однако сама толерантность, как не раз подчёркивал Кантор, до сих пор не имеет нормативно заверенного и зафиксированного определения, как не имеется и закона, закрепляющего её приоритетность в общественных нормах и ценностях. Именно поэтому Кантор не раз выступал с призывами к экспертному сообществу о необходимости изучения темы толерантности во всех её проявлениях, итогом чего должен стать единый рамочный закон о толерантности, предложенный всем странам для принятия. Этот закон должен не только закрепить понятие толерантности и её рамки, но и послужить инструментом в борьбе с нетерпимостью.Уровень нетерпимости в обществе сегодня настолько высок, что актуальность вопроса не вызывает сомнений. Вячеслав Кантор признаёт, что эта проблема не имеет одномоментного решения, однако это не значит, что решать её и не следует – эта борьба будет продолжаться долго, и участие в ней должны принять все слои общества, от представителей власти до гражданского общества.
Благотворительные и культурные проекты
Меценатство также является неотъемлемой частью общественной работы Вячеслава Моше Кантора, и для реализации благотворительных инициатив Кантор основал несколько фондов и специальных организаций, поддерживающих проекты по конкретным направлениям. Собственные проекты и инициативы Кантора нередко находят применение на родине общественного деятеля, в России, где он уделяет большое внимание поддержке социальной сферы. Так, Вячеслав Моше Кантор на собственные средства спонсировал строительство нового жилого корпуса для пациентов диспансера «Оксочи» в Новгородской области, лишившихся размещения после крупного пожара.Несколько лет спустя в благотворительную программу холдинга «Акрон» Кантор также включил помощь аналогичному заведению в Воронежской области, также пострадавшему от огня. Поддержку социально незащищённых слоёв населения Моше Кантор считает особенно важной потому, что такие люди нередко остаются вне широких обсуждаемых благотворительных программ.
Сам же Кантор видит в подобных проектах ответственность бизнеса перед государством и гражданами и призывает всех своих коллег по бизнес-сфере оказывать эту помощь, ведь государственного финансирования далеко не всегда достаточно для поддержания социальной сферы, особенно в регионах. Нельзя не отметить и вклад Вячеслава Кантора в культуру, ведь он является одним из крупнейших коллекционеров искусства.
В коллекции Кантора в основном – работы художников-авангардистов, выходцев из России и Советского союза, многие из которых вынуждены были эмигрировать и прославились уже как зарубежные мастера. В попытках вернуть этих мастеров отечественному зрителю, Вячеслав Моше Кантор даже основал на базе своей коллекции крупнейший частный музей – Музей искусства авангарда или МАГМА, чьи выставки теперь проводятся как в России, так и заграницей.
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть